Всё, что вы хотели знать о раннем развитии
Сегодняшний выпуск блога Ассоциации репетиторов будет посвящён раннему развитию. Начиная с 2000-х о нём было сказано очень много, ещё больше было сделано: появились частные детские сады, специализированные детские центры и тому подобные заведения. Однако интерес новоиспечённых родителей к теме не угасает. Что это за зверь — раннее развитие? Кому его доверить? Нужно ли оно вообще — ведь как-то же человечество выживало все эти тысячелетия? Разбираемся в предмете от и до.
«Я в полтора года уже читал гекзаметры наизусть»
Само словосочетание «раннее развитие» звучит так, чтобы вызвать тихую панику у ответственного родителя. «Развитие» намекает, что ребёнка надо развивать, а «раннее» — что делать это нужно как можно раньше. Вроде бы всё логично, и стало быть, надо бегом мчаться туда, где ребёнка разовьют. Как, вы ещё не умчались?
«Популяризация термина сыграла со всеми нами злую шутку, — сетует Анастасия Михайловна, психолог «Ассоциации репетиторов» и молодая мама. — Вообще-то под «ранним развитием» подразумевается то, как ребёнок растёт и чему он учится до трёх лет (это движение и речь). То есть «раннее» — это про возраст, а не про опережение сверстников. У всех нас это развитие было, даже если нас не водили для этого в какие-то специализированные детские сады. Мы все учились ходить, говорить, развивали мелкую моторику — и, спасибо родителям, все неплохо с этим справились.
К сожалению, из-за бума дополнительного образования границы термина размылись. Что в итоге? В итоге масса родителей имеют невроз типа «нам уже полтора года, а мы ходим только на два кружка». Поймите меня правильно: я не против кружков как таковых, но они не должны становиться самоцелью».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/whiskeytango/2567398133/sizes/l/)
Анастасия Михайловна уверена, что в раннем развитии главное — не нагрузить, а поддержать.
«Для нормального раннего развития нужно не так много: заботливые родители, уделяющие внимание ребёнку и поддерживающие его в играх, а также соответствующая среда. Под «средой» я не подразумеваю захламлённую «развивалками» комнату, как не подразумеваю и комнату со стерильно-белыми стенами и без мебели».
Естественный вопрос, возникающий у родителей, — и это всё? Что, достаточно быть при ребёнке и больше ничего не делать? А как же пирамидки, кубики? Неужели это не нужно и ребёнку будет хорошо и без них?
Посмотрим, что известно об этом учёным.
Ожидания vs реальность
О том, чем бы занять ребёнка, пока он ещё растёт, задумывались с незапамятных времён. В начале нашей эры Марк Фабий Квинтилиан писал в работе «О воспитании оратора»:
«Некоторые думают, что не следует начинать учить детей раньше семилетнего возраста, так как, по их мнению, до этого возраста ни способности, ни физические силы детей не позволяют им заниматься учением».
Такой подход явно смущает автора.
«Зачем же в ожидании семилетнего возраста пренебрегать выгодой, какова бы она ни была?», — вопрошает он, после чего излагает свои мысли на тему раннего обучения детей письму.
Вслед за Квинтилианом подобные вопросы ставили себе и другие педагоги — теоретики и практики. А вместе с ними и учёные.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/gisselpv/6867357281/sizes/l/)
Так, американское исследование 2017 позволило заключить, что специальная годовая программа обучения для детей в возрасте от 6 недель до 19 месяцев улучшала их социальные и языковые навыки.
Казалось бы, вот он, ответ: необходимо брать ребёнка и немедленно «отдавать» его в место, где им займутся, и чем быстрее, тем лучше.
Однако не всё так просто. Дело в том, что младенцы, участвовавшие в исследовании, были детьми из неблагополучных семей, принадлежащих к малообеспеченным слоям общества. Предварительные данные показывали, что именно у этих детей чаще всего наблюдаются проблемы с соответствующими навыками при поступлении в школу (в США дети отправляются в начальную школу в пять лет).
Иными словами, разработанная программа имела целью компенсировать предполагаемые задержки в развитии, обусловленные социально.
«Раннее развитие в подавляющем большинстве случаев — это маховик, который прекрасно работает при нормальной поддержке взрослого», — отмечает Анастасия Михайловна.
«Обычно задержки в психоречевом развитии (ЗПРР) обусловлены физиологически. Среди главных причин —
-
болезни матери во время беременности,
-
гипоксия плода,
-
тяжёлые роды,
-
травма при родах,
-
тяжёлые инфекции и травмы в раннем возрасте,
-
генетические заболевания, вызывающие структуру мозга.
Если что-то из перечисленного имело место, обычно ребёнку действительно требуется специальная программа, которую вместе с родителями обсуждает специалист, наблюдающий ребёнка».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kiamartinliam/2243536822/sizes/o/)
Однако подчас эти причины бывают не только физиологическими, подчёркивает психолог.
«Задержке в развитии также очень «помогают» несколько факторов, влияние которых недооценивается. Среди них такие:
-
плохое настроение матери или её отстранённость (я рекомендую посмотреть на эту тему красноречивую демонстрацию на YouTube)
-
отсутствие у ребёнка внятного распорядка дня и понятных границ
-
недостаточный физический контакт матери и ребёнка (опять-таки, здесь можно вспомнить знаменитый и абсолютно неэтичный эксперимент Гарри Харлоу)
-
частая критика и наказания в адрес ребёнка, постоянный дискомфорт и страх, которые он испытывает
-
наконец, частая смена так называемых значимых взрослых. В норме это родители, но к сожалению, не у всех детей они есть, и в качестве опекунов могут выступать самые разные люди».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/23672702@N07/2278393390/sizes/o/)
Логичный вывод, который напрашивается после этих пунктов: если желание во что бы то ни стало «доразвить» нормально развивающегося ребёнка провоцирует у родителя постоянное напряжение и недовольство (и собой, и ребёнком, и всем миром), не лучше ли отказаться от дополнительных занятий на благо всех троих?
Существующие методики
Несмотря на обилие современных методик, апеллирующих то к одному, то к другому тезису (вроде «после трёх уже поздно», пропагандируемого отцом ребёнка с ЗПРР), большинство центров так или иначе предлагает одну из трёх методик, основанных на тезисах детских психологов XX века. Рассмотрим основные.
-
Педагогика Монтессори рассчитана на группы детей разных возрастов. Применительно к самым маленьким Мария Монтессори рекомендует погружение в среду, которая бы давала представление о начальном строении окружающих предметов. Иными словами, важно, чтобы ребёнок мог взаимодействовать с предметами, разными по фактуре, цвету и размеру. Подобные упражнения на различения, по мнению автора методики, развивают в ребёнке усидчивость, внимание и сосредоточенность. Кроме того, большое внимание уделяется формированию мелкой моторики пальцев.
В то же время активное вмешательство взрослого не предполагается: от детей ждут самостоятельности и инициативности.
-
Вальдорфские школы, придуманные когда-то Рудольфом Штайнером, отталкиваются от убеждения, что в детях есть уже всё лучшее — духовность, интеллект и индивидуальность. Поэтому от взрослых требуется лишь следовать природным ритмам и помогать в этом ребёнку, отстраивая его дневное и недельное расписание. На раннем этапе вальдорфские школы занимаются прежде всего эмоциональным развитием ребёнка. Важные принципы школы — изоляция от СМИ, безоценочность, активное использование пальчиковых игр, групповых ритмических занятий и танцев (всё это под руководством педагогов).
-
Методика Никитиных делает упор на физическое развитие ребёнка. В ней активно стимулируют природные рефлексы, обучают плаванию, используют специальную систему закаливания и массажа. Кроме того, с детьми играбиют в интеллектуальные игры, которые развивают пространственное, абстрактное и логическое мышление (головоломки на основе кубиков, конструктора и т.п.).
Ключевой момент методики — привлечение родителей для выполнения домашнего задания ребёнка.
Различные элементы этих методик могут быть использованы на занятиях в частных образовательных центрах, а также индивидуальными преподавателями. Но существуют и детские сады, работающие по принципам, описанным Монтессори или Штайнера (о том, какие преимущества есть у детских садов, мы писали в этом материале).
Безусловно, пластичность детского мозга и потенциальная его способность освоить гигабайты информации и тонны навыков — большой соблазн для родителя. Однако когда речь идёт о раннем развитии, первое, о чём стоит спросить себя, — а чего потенциально могло бы хотеться ребёнку?
И ещё один — как его родителям удалось вырасти такими умницами?
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/ineedair/16094457527/sizes/l/
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
21 февраля 2020