Два праздника в один день

В этом году мусульманский праздник Курбан-байрам совпадает с Днем знаний, 1 сентября, поэтому некоторые московские школы, находящиеся в непосредственной близости от станции метро «Проспект Мира» подумывают о том, чтобы перенести торжественную линейку на 4 сентября, понедельник. В некоторые школах с такой инициативой выступили родители, но мотивировали они это тем, что 1-е сентября выпадает на пятницу, и, чтобы не омрачать конец недели и всех летних каникул, можно провести торжество в понедельник. Переживания о безопасности детей во время многочисленного праздника Департамент Образования Москвы одобрил и перенос линейки разрешил, а вот продление каникул категорически отверг, так как даже один пропущенный день для школьной программы - это всегда отставание от материала, который надо будет наверстывать.

План хороший, но почему-то хромает

«Учат в школе, учат в школе…»

Выходит, что школьная программа – это безупречно выстроенная и насыщенная информацией система, для освоения которой пропуск даже первого короткого дня может стать фатальным. Но, наряду с этим, все знают, что поступить после 11 класса в университет «на бюджет» без помощи репетитора практически невозможно. И понимают это не только родители, но и дети! И видят они следующую картину: школа, в которую помимо их воли им нужно ходить 11 лет, не подготавливает их должным образом к поступлению в ВУЗ, поэтому придется тратить своё личное свободное от школы время на продолжение таких же скучных занятий по нелюбимым предметам. Почему занятия скучные, а предметы нелюбимые? Потому что родители руководствуются самой знаменитой поговоркой о процессе обучения: «повторенье – мать ученья». Следовательно, если ребенок чего-то не знает, это надо повторить. Для этого и нужен репетитор. Здесь все просто. Но есть и другой вариант: за все 11 лет нужно ни разу не заболеть, не пропустить ни одного урока, выполнить все задания, понять (!) весь материал по всем предметам и надеяться на чудо при вступительных экзаменах или на ЕГЭ, где нет никакого права на ошибку. Перспектива не очень приятная, но выхода у ребенка нет, потому что сам он его придумать не может, а родители (которые в понимании ребенка должны о нем заботиться) не считают нужным что-либо изменить.

А, может, не надо?

«Учат в школе, учат в школе…»

Может быть, менять ничего не надо, а все дело в детях? Они не способны соответствовать школьной программе, не хотят или не могут учиться так, как того требует школа? Но даже в этом случае, я, как родитель, задал бы себе вопрос, нужна ли мне такая школа. Что для меня, как для родителя, является более важным: «подогнать» ребенка под требования системы или найти ту систему, которая наиболее полно отвечает качествам моего ребенка? Если первое, то выход один – заставлять ребенка работать все больше и больше, не обращая внимания на то, что его от этого уже тошнит. Если второе, то нужно поднять голову и окинуть взглядом уже довольно обширный даже отечественный опыт обучения детей и взрослых. Амонашвили, Ривин, Щетинин, Ягодкин – это фамилии наших соотечественников, которые не только в теории разработали системы обучения, но и успешно внедрили их и продолжают этим заниматься. Многие педагоги охотно перенимают их опыт, применяют «смешанные» техники и добиваются ещё больших результатов. Но самое важное – дети не испытывают отвращения к процессу обучения, а наоборот, любят его и практикуют всю жизнь, становясь образованными и успешными членами общества!

За ними будущее

«Учат в школе, учат в школе…»

21 век – век информационный. Самый большой успех будет иметь в нем тот, кто не только получил какую-то информацию когда-то от кого-то, а не прекращает этот процесс! Сегодня нельзя остановить обучение, нельзя перестать учиться. Но и ресурс человеческого разума не безграничен, поэтому необходимы современные технологии работы с информацией, её структурированием и представлением. Задача родителей сегодня – научиться самим этим технологиям и дать их детям, чтобы они были успешными. А чем дольше будет продолжаться инертность в этом вопросе, тем больше будет работы у репетиторов и педагогов дополнительного образования, так как времени на обучение будет требоваться все больше и больше, а знания будут актуальными все меньше и меньше времени.

Автор: Пётр Сергеевич

Мудрая сова 05 сентября 2017