Куда податься после 9 класса?
2020 год, середина февраля. Для тысяч школьников до конца 9 класса остается совсем немного времени, каких-то три с половиной месяца — и перед семьями как никогда остро встает вопрос: колледж или старшая школа? В таком ответственном решении помощь не будет лишней. Самое время спросить у тех, кто знает, что посоветовать.
9 классов и колледж: как это работает?
Собственно, по окончании девятого класса у современного российского школьника есть две опции: продолжить школьное образование в 10 и 11 классе, сдать ЕГЭ и (попробовать) поступить в ВУЗ мечты, либо покинуть школу и поступить в колледж (а дальше, возможно, точно так же попробовать поступить в ВУЗ мечты, если таковой имеется).
Чтобы выбрать одну из этих опций и, в идеале, не разочароваться потом, важно понимать, что именно каждая из них в себе несет.
Итак, колледж. Как это работает?
По большому счету, поступление в колледж после девятого класса мало чем отличается от поступления в ВУЗ — школьник точно так же сдает государственные экзамены (ОГЭ), получает аттестат об окончании средней школы и торжественно несет документы в учебное заведение. Документы - это обычно вышеупомянутый аттестат, паспорт, заявление и фотографии, все довольно стандартно. В некоторых колледжах, как и в ВУЗах, необходимо еще проходить вступительные испытания. Какие именно, зависит от выбранной специальности.
На этапе поступления у колледжей есть два неоспоримых преимущества: во-первых, процесс немного проще, чем при поступлении в ВУЗ, а во-вторых, новоявленный абитуриент не ограничен в своем выборе — ваш ребенок может подать документы в два колледжа, а может в тридцать, никаких лимитов тут нет.
Что происходит дальше?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/iameiu/7790775126/sizes/5k/)
Обучение в колледже длится три-четыре года. Формат представляет собой нечто среднее между школой и университетом: занятия проще вузовских, но длятся они уже не 45 минут, а полтора часа (пресловутые “пары”), студенты распределяются не по классам, а по группам (в зависимости от выбранного направления), но при этом у каждой группы есть свой руководитель, который не только отслеживает успеваемость и посещаемость своих подопечных, но и обзванивает студентов при необходимости, проводит встречи с родителями и помогает решать проблемы. Таким образом, получается более мягкий переход со школьной скамьи во “взрослую жизнь”.
По истечении нескольких лет в колледже выпускник имеет готовую специальность, с которой может при желании сразу искать работу и начинать зарабатывать, а может (опять-таки, при желании) подать документы в высшее учебное заведение и продолжить образование уже в более основательной форме. Еще одно существенное преимущество колледжа в том, что если выпускник не решил сменить специальность с флориста, например, на медсестру, ему не обязательно будет сдавать ЕГЭ. Да-да, ваш ребенок может обойти ЕГЭ. Вместо него после колледжа подростки сдают ДВИ (дополнительные вступительные испытания), не связанные с таким стрессом и нагрузкой, как единый государственный экзамен.
Какие же недостатки есть у колледжа? (Ведь не может же их не быть вовсе!)
Для начала стоит отметить, что образование в колледжах, безусловно, не такое углубленное и расширенное, как в высших учебных заведениях. Стандарты в колледжах и техникумах пониже, оборудование не такое продвинутое… Иными словами, если ваш ребенок загорелся наукой и хочет открывать новые созвездия в галактике, колледж ему, скорее всего, не подойдет. Научная деятельность все-таки начинается в университетах, а обучение в колледже просто отнимет драгоценное время, ведь здесь обучают по большей части прикладным профессиям.
И здесь кроется второй недостаток колледжей и техникумов: если ребенок еще не определился, чем в жизни заниматься, имеет смысл остаться в школе еще на пару лет под присмотром родителей и учителей и спокойно все взвесить и обдумать.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/ctsiatucsf/14321643707/sizes/k/)
Еще один минус колледжа - чисто психологический: после трехлетнего (или четырехлетнего) обучения не всякий выпускник с готовой прикладной профессией захочет поступать в университет и отдавать еще 4–6 лет своей жизни учебе; таким образом, шансы получить в итоге диплом о высшем образовании снижаются.
И, наконец, не самый очевидный, но все же недостаток: у человека со средним образованием социальный статус в глазах работодателя хоть немного, но пониже, чем у человека с высшим образованием. Разумеется, корочка еще ни о чем не говорит, но встречают у нас известно как...
11 классов и ВУЗ: как это работает?
Вторая опция девятиклассника — старшая школа и ВУЗ. Как здесь обстоят дела?
Сдав вместе со сверстниками ОГЭ и получив аттестат о среднем образовании, девятиклассник отправляется в старшую школу — его ждут еще два года в родных стенах, со знакомыми уже преподавателями и (чаще всего) знакомыми одноклассниками. С одной стороны, еще два года детства, с другой стороны (будем реалистами) - два года натаскивания на ЕГЭ. От этого, к сожалению, никуда не деться — половина, если не больше, времени в старшей школе уходит не на углубление имеющихся знаний по профильным предметам, что должно помочь подростку в ВУЗе, а на заучивание шаблонов и написание бесконечных “пробников”. Дополнительные занятия, репетиторы, консультации, дни открытых дверей, выбор ВУЗа и специальности — это увлекательно, но какая же это нервотрепка для всех участников процесса!
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/144469773@N08/33647840192/sizes/k/)
Деликатно опустим сам процесс сдачи единых государственных экзаменов со всеми жуткими бланками, металлоискателями, походами в туалет с сопровождением, духотой в классах и, если придется, апелляциями.
Получив аттестат о полном школьном образовании и результаты ЕГЭ, выпускник отправляется подавать документы в выбранные ВУЗы, которых, кстати, может быть не больше пяти (сразу податься можно не более чем на три специальности). Помимо аттестата, паспорта, заявления и фотографий абитуриент также может предоставить в приемную комиссию свидетельства своих внеклассных подвигов — публикации, дипломы с олимпиад, конкурсные проекты и тому подобные достижения. Зачастую (особенно в тех ситуациях, когда внутренних вступительных испытаний в ВУЗе нет, а они сейчас остались в основном в учебных заведениях творческой направленности) эти достижения становятся чуть ли не единственным конкурентным преимуществом абитуриента в условиях жесткого соперничества за места. Ну а после подачи документов остается только ждать.
Если все складывается удачно, подросток успешно зачисляется в выбранный университет и погружается в беззаботную студенческую жизнь. Пары, сессии, курсовые, лабораторные, семинары и конференции — есть где разгуляться. Если ваш ребенок, как многие российские подростки, поступает учиться в другой город, то одновременно с учебой приходится практически в боевых условиях учиться самостоятельной жизни в общежитии. Университет дает хорошую закалку и (в идеале) глубокие знания, уровень которых существенно выше, чем в колледже. Кроме того, многие университеты дают возможность уехать учиться на семестр-два по обмену в другую страну — это неизмеримо ценный опыт для студента, постигающего азы профессии. Наконец, многие топовые университеты сотрудничают непосредственно с компаниями — будущими работодателями, которые любят вербовать сотрудников еще до выпуска. Представители таких компаний часто присутствуют и на защите диплома.
Минусы у этого пути тоже есть.
Во-первых, на многих специальностях обучение занимает довольное долгое время, обычно не меньше пяти-шести лет. За это время очень многое может поменяться как в самом университете, так и на рынке труда. Во-вторых, в наше время, как это ни печально, диплом ВУЗа очень редко является гарантией трудоустройства — работодатели сейчас больше смотрят на опыт и портфолио молодого специалиста, которые приходится набирать параллельно с учебой. Наконец, стоимость вузовского образования существенно выше, чем стоимость обучения в колледже. Бюджетных мест всегда мало, где-то их вообще нет, а для многих семей это является решающим фактором.
Что же выбрать?
С преимуществами и недостатками каждого варианта более-менее понятно, но как быть, если выбрать все равно не удается? Мы обратились за советом к человеку, который наблюдает за этим процессом вживую — к школьному преподавателю русского языка и литературы и эксперту ГИА Людмиле Евгеньевне. Людмила Евгеньевна считает, что все зависит от жизненных обстоятельств ребенка:
— Некоторые родители настраивают своих чад на начало взрослой жизни после получения первого аттестата, обучение специальности и в дальнейшем на самообеспечение. Таким детям, если они согласны, можно пройти путь более ранней ответственности: 9 класс — проф. лицей или колледж, дальше — по желанию или обстоятельствам. (Технические вузы предпочитают принимать абитуриентов из профильных училищ или техникумов.)
Если же семья считает нужными продлить детство ещё на два года и к этому склонен ребёнок, лучше оставаться в 10-11 классах. О дальнейших шагах не сужу: по моей практике, многие выпускники поступали в колледжи и техникумы после 11-летки, а в вузы шли наиболее уверенные в своих силах или в возможностях родителей.
Действительно, такой вариант тоже распространен — 11 лет в школе еще никого не обязывают поступать в высшее учебное заведение!
Людмила Евгеньевна резюмирует:
— В наше жёсткое время многое решает финансовая обеспеченность и семейные приоритеты, поэтому конкретные рекомендации давать сложно.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/liverpoolhopeuniversity/29613101348/sizes/k/)
Мы тоже конкретных рекомендаций давать не будем. Решение в пользу ВУЗа или колледжа следует принимать с учетом всех нюансов и обстоятельств ребенка и его семьи. Мы лишь пожелаем вам и вашим детям удачи и сил на этом нелегком, но таком волнительном этапе взросления.
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/uncia/3618768471/sizes/l/
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
28 февраля 2020